| Самореализация и психические расстройства.
Роберто Ассаджоли.
Изучение психопатологических сторон человеческой натуры дало большое число наблюдений и теорий, а также практических методик диагностики и лечения психических расстройств. Оно вызвало к жизни широкое психоаналитическое движение и другие направления динамической психологии ("психологии движущих сил"), которые значительно расширили и углубили наше познание психики человека.
Однако наряду с достоинствами такой психологический подход обладает также серьезным недостатком: он придает преувеличенное значение болезненным проявлениям и низшим аспектам человеческой натуры, вследствие чего неоправданно широко переносит открытия, сделанные в области патопсихологии, на психологию нормальных людей. Это породило довольно мрачную и пессимистическую картину природы человека, а также тенденцию рассматривать его высшие ценности и достижения как простые производные низших влечений. Кроме того, были забыты или проигнорированы многие важные психические функции и явления: интуиция, творчество, воля и самое сердце психики человека — его Самость.
Не так давно эти ограничения были осознаны рядом исследователей, которые дали начало "здоровой реакции" на патопсихологию. Внимание было обращено к пренебрегавшимся ранее движущим силам не просто нормальных, но высокоразвитых людей — проявивших себя, "самоактуализовавшихся" индивидов, как их удачно назвали Голдстайн и Маслоу. На важную роль нравственного начала и религиозных стремлений человека указали Олпорт, Ангьял, Барук, Карузо, Франкл, Фромм, Юнг, Маслоу, Мэй, Прогофф, Ранк, Сорокин, Урбан и другие; в последнее время это течение стали называть ортопсихологией (термин предложен Маслоу*) и ортогенезом (термин предложен Ферье из Швейцарии). Новое направление психологии усматривает свою задачу в том, чтобы направить психологические исследования по верному пути, и, судя по всему, уже на начальном этапе своего становления оно сделает ценный вклад в познание человеческой природы в целом и раскрытие ее высших, созидательных возможностей.
* Термин "ортопсихология* (правильная психология) был предложен в 1958 г. для обозначения альтернативы патопсихологии. Как известно, хождение получил другой термин — "гуманистическая психология". — Прим, перевод.
Мы полагаем все же, что некоторая осмотрительность не помешает и в данном случае, ибо любым реакциям свойственна тенденция впадать в противоположную крайность, и признаки такого перехлеста в этой области уже заметны. Некоторые представители нового течения склонны возвращаться к старой, "допатопсихологической" концепции человека как целостной личности, что, к сожалению, далеко не соответствует действительности. Они справедливо указывают, что стремление к внутренней интеграции относится к числу фундаментальных мотиваций нормальной человеческой личности; но этот факт не имеет ничего общего с иллюзорным представлением о том, что личность уже является органичной и гармонично функционирующей целостностью.
Непредвзятое наблюдение потока действительной психической жизни — как своей собственной, так и других людей — ясно показывает, что в ней присутствуют разные, в том числе противоположные тенденции, составляющие иногда ядра полунезависимых субличностей. Психоанализ, — равно как и литературные образы, созданные великими писателями, которые были хорошими психологами-интуитивистами, — подчеркнуто выделяет эти основные внутренние конфликты, свойственные природе человека.
Тот факт, что различные влечения и психические функции человека взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, не означает, что они, подобно физиологическим функциям здорового тела, интегрированы в гармонично функционирующий организм. Конфликт — это ведь тоже взаимосвязь; и две воюющие армии, конечно же, сильно взаимодействуют друг с другом.
Амбивалентность, двойственность отношения — один из наиболее распространенных внутренних конфликтов, которым объясняются многие странные и противоречивые поступки человека. Другой основной конфликт возникает между инертностью, ленью, охранительной тенденцией, стремлением к безопасности (которое выражается в конформности), с одной стороны, и стремлением к росту, самоутверждению, риску — с другой. Еще одним источником конфликта служит пробуждение новых влечений или потребностей, которые входят в противоречие со старыми; это происходит, главным образом, в двух случаях: во-первых, во время пробуждения новых потребностей в подростковом возрасте и, во-вторых, во время пробуждения религиозных устремлений и новых духовных интересов, особенно в среднем возрасте. Конфликтам последнего типа и посвящена, в основном, настоящая глава.
Итак, оказывается, что "органичное единство" — это цель человека, а не наличное его состояние; это цель, которую он может перед собой поставить, к которой он может приближаться и которую он может однажды достигнуть. В особо благоприятных случаях обретение внутреннего единства является плодом стихийного роста и созревания, в остальных же случаях — заслуженной наградой, получаемой благодаря работе над собой, воспитанию или лечению с применением специальных методик, которые облегчают и ускоряют процесс самореализации. В последующем нашем изложении мы попробуем описать разные стадии этого процесса и указать на те психические расстройства, которыми он нередко — хотя и не всегда — сопровождается.
Прежде всего, неплохо было бы уточнить наши представления о самореализации. Этот термин используется для обозначения двух разновидностей повышения сознательности, расширения сознания, которые, будучи так или иначе связаны между собой, имеют, тем не менее, разную природу и проявляются совершенно различно. Чаще всего под самореализацией подразумевается самоосуществление, то есть психический рост и созревание, пробуждение и проявление скрытых возможностей человека, — например, этических, эстетических, религиозных переживаний и форм деятельности. По своим признакам этот вид самореализации соответствует самоактуализации, как ее описывает Маслоу, и, наверное, предпочтительнее будет использовать последний термин, чтобы отличать данную разновидность самореализации от другого ее вида, а именно, самореализации как самопостижения. Под самопостижением подразумевается постижение себя, переживание и осознание своей Самости как синтезирующего духовного Центра. Речь идет не о нашей личностной самости, которую следует рассматривать всего лишь как отражение подлинной духовной Самости, ее проекцию на поле личности.
Самоактуализация может быть достигнута на разных уровнях и не обязательно включать в себя так называемый духовный уровень. С другой стороны, индивид может испытывать подлинно духовные переживания и, не будучи внутренне интегрирован, то есть, не выработав хорошо сложенную, гармоничную личность. Это ясно показано Юнгом, который обращает наше внимание на тот факт, что развитие личности не является исключительным правом гениев, и что человек может обладать выдающимися способностями, не обладая при этом личностью или не будучи личностью. Духовное пробуждение и духовные постижения — нечто иное, нежели самопостижение, осознание Самости. Они включают разные формы осознания содержания сверхсознательного — либо нисходящего в поле сознания, либо выявляемого в процессе восхождения к сверхсознательным уровням, что приводит к "пиковым переживаниям", как их называет Маслоу.
Хотя мы уже указывали на различие между сознательной личностной самостью, сверхсознательным и собственно Самостью, обсуждая психическое строение человека, здесь уместно будет пояснить, что сверхсознательное представляет собой высшую часть или высший аспект личности, обычно неосознаваемый личностным "я", или эго. Однако иногда "я" возносят, или оно само возносится в эту высшую область, где испытывает особые переживания и состояния сознания, которые можно назвать духовными в широком смысле слова. Иногда бывает и так, что нечто из содержания сверхсознательного "нисходит" в область обыденного сознания эго, принося так называемое вдохновение. Такое взаимодействие между сознательным и сверхсознательным уровнем имеет огромное значение не только для развития творческих способностей, но и для осуществления психосинтеза.
Мы употребляем слово "духовный" в его наиболее широком значении, определяя, таким образом, не только собственно религиозный опыт, но любые состояния сознания, любые психические функции и формы психической деятельности, ценность которых превышает средний уровень; они могут иметь, например, этическую, эстетическую, героическую, гуманистическую или альтруистическую ценность. Все связанное с осознанием содержания сверхсознательного мы относим поэтому под общую рубрику "духовное развитие"; последнее может включать в себя переживание Самости, а может и не включать. Следует отметить также, что проникновение в область сверхсознательного и ее исследование в процессе восхождения к Самости может иногда даже стать препятствием на пути к полному Самопостижению, к вершине, на которой осознание личностного "я" сливается с осознанием духовной Самости. Можно так плениться чудесами сверхсознательного царства, до того быть им захваченным, настолько отождествить себя с отдельными его сторонами или проявлениями, что стремление к высочайшему Самопостижению может ослабеть или вообще исчезнуть.
Разбирая далее превратности пути духовного развития, мы рассмотрим и последовательные этапы самоактуализации, и полное Самопостижение*.
* Маслоу хорошо осознает, что самоактуализацию нельзя рассматривать как состояние, в котором устранены все конфликты и установлено нерушимое внутреннее единство. Он так доходчиво и убедительно разъясняет этот важный вопрос, что его слова заслуживают полного цитирования:
"Чтобы прояснить это утверждение, самоактуализацию можно было бы определить как такое развитие личности, которое освобождает человека от дефицита проблем роста и от невротических (или инфантильных, или воображаемых, или ненужных, или "ненастоящих") проблем жизни, так что он может обратиться к "настоящим" проблемам жизни (сущностно и предельно человеческим проблемам, неустранимым, "экзистенциальным" проблемам, у которых нет окончательного решения), — и не только обратиться, но и устоять перед ними и взяться за них. То есть самоактуализация — это не отсутствие проблем, но движение от преходящих или ненастоящих проблем к настоящим проблемам". (Maslow, A. H.: "Critique of Self-Actualisation", Journal of Individual Psychology, 1959. 15, p. 24).
Духовное развитие человека — долгое и нелегкое путешествие через неизведанные земли, полное неожиданностей, трудностей и даже опасностей. Оно предполагает радикальное преобразование "нормальных" черт личности, пробуждение скрытых прежде возможностей, "восхождение" сознания в новые для него сферы, а также новую внутреннюю направленность деятельности.
Неудивительно, что такая великая перемена, такая фундаментальная трансформация проходит несколько критических стадий, которые нередко сопровождаются разными нервными и психическими расстройствами. При объективном клиническом обследовании пациента, страдающего подобными расстройствами, врач может обнаружить симптомы, сходные с симптомами обычных психических заболеваний; в действительности, однако, они обусловлены совершенно другими причинами и требуют совершенно другого лечения.
В наши дни сфера распространения расстройств, имеющих духовное происхождение, быстро увеличивается из-за появления все большего числа людей, которые сознательно или неосознанно ищут свой собственный путь к полноте жизни. Кроме того, повышение уровня развития и усложнение личности современного человека сделало духовное развитие более трудным и сложным процессом. В прошлом для того, чтобы открыть врата, ведущие к высшему уровню сознания, ощущению внутреннего единства и полноты, зачастую достаточно было нравственного обращения, простой чистосердечной преданности учителю или спасителю, смиренной любви к Богу. Теперь, однако, мы имеем дело с более пестрыми и противоречивыми сторонами личности современного человека, которые нужно преобразить и согласовать друг с другом; к ним относятся его основные, фундаментальные влечения, его чувства и эмоции, его творческое воображение, его пытливый ум, его напористая воля, его межличностные и социальные отношения.
Поэтому мы считаем, что полезно будет дать общий очерк психических расстройств, которые могут возникнуть на разных стадиях духовного развития, а также некоторые указания по их правильному лечению. Для ясности мы можем выделить четыре критические стадии:
1. Кризис, предшествующий духовному пробуждению.
2. Кризис, обусловленный духовным пробуждением.
3. Реакции на духовное пробуждение.
4. Фазы процесса преображения.
Мы воспользовались символическим выражением "пробуждение", поскольку оно ясно подразумевает осознание, раскрытие сознания в новой сфере опыта, усмотрение не замечавшейся ранее внутренней реальности.
1. Кризис, предшествующий духовному пробуждению.
Чтобы вполне понять те странные переживания, которые зачастую предшествуют пробуждению, следует рассмотреть некоторые психологические особенности "обычного" человека.
О нем можно сказать, что он не столько живет, сколько "проживает" жизнь. Его не волнуют проблемы цели, смысла и ценности жизни, — он принимает ее такой, какой она ему является; он посвящает себя своим собственным желаниям; он стремится к чувственным наслаждениям и трудится ради денег и удовлетворения честолюбивых помыслов. Если он человек более зрелый, то подчиняет свои личные интересы возложенным на него семейным и общественным обязанностям, не утруждая себя пониманием того, на чем основываются эти обязанности и откуда они берутся. Он может считать себя "религиозным" и верующим в Бога, но религия для него исчерпывается внешними формами и условностями; выполнив предписания своей церкви и приняв участие в ее обрядах, он полагает, что сделал все, что от него требовалось. Короче говоря, будучи слепо убежден в том, что единственно реален только этот зримый и осязаемый физический мир, он прочно привязан к земным благам и приписывает им безусловную ценность; практически он считает эту свою жизнь самоцельной. Его вера в "потусторонние" небеса, если у него таковая имеется, носит чисто теоретический, академический характер — на это указывает тот факт, что он готов сносить величайшие страдания, только бы оттянуть момент встречи с небесным блаженством.
Но однажды этот "обычный" человек может с тревогой и удивлением обнаружить, что в нем что-то изменилось. Это может случиться после ряда неудач; нередко это происходит после какого-то потрясения, например, утраты любимого или близкого друга. Но иногда это случается и без всякой видимой причины, среди полного довольства, здоровья и благоденствия. Перемена эта может быть внезапной или постепенной; часто она начинается с появления общего чувства неудовлетворенности. У человека возникает ощущение, что ему чего-то "недостает", но он не может сказать, чего именно; это нечто смутное, неуловимое, не имеющее определенной предметной формы.
К этому постепенно добавляется ощущение не подлинности и пустоты повседневной жизни; все личные дела человека, которые прежде были для него так интересны и поглощали так много внимания, психологически как бы отступают на задний план, утрачивают свою важность и ценность. Возникают новые проблемы. Индивид начинает искать исток и назначение жизни; задаваться вопросом, почему столь многое он принимал раньше на веру, считал само собой разумеющимся; спрашивать, например, в чем смысл его страданий и страданий других людей, чем могут быть оправданы многочисленные превратности человеческой судьбы и т.д.
На этой стадии человеку свойственно неверно понимать и неверно истолковывать свое состояние. Не понимая значения этих новых умонастроений, многие считают их отклонениями от нормы, выдумками и причудами. Будучи встревожены возможностью утраты психического равновесия, люди стараются как-то бороться с этими отклонениями, отчаянно пытаясь удержаться за ускользающую от них "реальность" обыденной жизни. Нередко они даже с еще большим энтузиазмом бросаются в водоворот внешней деятельности, пытаясь найти себе новые занятия, новые стимулы и новые ощущения. Этими и другими средствами они могут временно поправить свое расстроенное состояние, но полностью вернуть себе былую устойчивость они уже не могут. В глубинах их существа продолжается брожение, которое подтачивает основы их повседневного существования и которое, иногда долгое время спустя, обычно с новой силой прорывается на поверхность. Состояние тревоги и беспокойства становится все более мучительным, а ощущение внутренней пустоты — невыносимым. Человек чувствует, что сходит с ума: то, что составляло его жизнь, теперь большей частью исчезло для него, как сон, тогда как новый свет еще не явился. Правда, он даже не подозревает о существовании такого света или не в силах поверить, что свет этот когда-то его озарит.
Нередко состояние такого внутреннего разлада сопровождается нравственным кризисом. Просыпается или обостряется совесть; возникает новое чувство ответственности, а вместе с ним тяжкое чувство вины и муки раскаяния. Человек судит себя по всей строгости и впадает в глубокую депрессию. На этой острой стадии нередко приходят мысли о самоубийстве. Человеку кажется, что единственным логическим завершением его внутреннего крушения и распада может быть физическое уничтожение.
Вышеизложенное представляет собой не более чем общую схему такого рода переживаний. Действительные реакции и переживания людей очень различны. Многие вообще не доходят до острой стадии, тогда как другие достигают ее едва ли не одним скачком. Некоторые мучаются главным образом сомнениями интеллектуального порядка и метафизическими проблемами; у иных на передний план выступает эмоциональная подавленность или нравственный кризис.
Эти многообразные проявления кризиса очень напоминают симптомы, которые считаются признаками психоневрозов и пограничных шизофренических состояний. Вызванные кризисом стресс и переутомление порождают в некоторых случаях и физические симптомы, такие как нервное напряжение, бессонница и многие другие расстройства (пищеварения, кровообращения, желез внутренней секреции).
Как правило, дифференциальный диагноз установить несложно. Сами по себе симптомы могут быть теми же, что и в случае обычного психического расстройства; но тщательный анализ их появления, изучение личности данного пациента во всей ее полноте и (что самое важное) выяснение его действительной экзистенциальной проблемы показывает, что природа и уровень данного патогенного конфликта иные. В обычных случаях конфликт возникает либо между "нормальными" влечениями либо между этими влечениями и сознательным эго, либо между эго и внешним миром (в особенности близкими родственниками — родителями, супругом или супругой, детьми). Напротив, в рассматриваемых нами случаях конфликты порождаются пробуждением новых помыслов, стремлений и интересов нравственного, религиозного или духовного свойства вроде тех, которые были упомянуты выше; выяснить их наличие нетрудно — стоит лишь признать реальность и валидность этих факторов, не отмахиваясь от них как от "плодов воображения" или "превращенных форм" социальных запретов. В общем, эти конфликты и их симптомы можно рассматривать как следствия кризиса в ходе развития, кризиса роста личности пациента.
Возможно следующее осложнение: наличие у одного и того же пациента симптомов, проистекающих в той или иной пропорции из обоих источников; но и в данном случае критерием их различения служит выявление этих источников.
2. Кризис, обусловленный духовным пробуждением
Раскрытие канала, связывающего Самость и эго, и последующий прилив радости, энергии и света нередко приносит чудесное облегчение. Предшествующие конфликты и страдания, а также вызванные ими психические и физические симптомы исчезают тогда с поразительной быстротой, подтверждая, тем самым, тот факт, что они были непосредственным проявлением внутренней борьбы, а не следствием какой-то физической причины. В таких случаях духовное пробуждение равнозначно исцелению.
Но иногда, как это нередко бывает, личность в тех или иных отношениях не соответствует требованиям момента и оказывается не в состоянии правильно усвоить нисходящие в нее свет и силу. Это случается, например, когда ум неуравновешен, когда эмоции и воображение бесконтрольны, когда нервная система чересчур чувствительна или когда прилив духовной энергии слишком силен и внезапен.
Если ум не способен вынести озарение или если человек в душе самовлюблен и тщеславен, он может неверно проинтерпретировать испытанное, вследствие чего происходит, так сказать, "смешение уровней", стирается различие между абсолютной и относительной истиной, между эго и Самостью. В этих обстоятельствах прилив духовных энергий может вызвать отрицательный эффект — усиление и разрастание эго.
С ярким примером отрицательного эффекта такого рода автор сталкивался в психиатрической клинике Анконы. Один из ее обитателей, простой маленький человек, бывший фотограф, спокойно и настойчиво утверждал, что он Бог. Вокруг этой центральной идеи он выстроил систему бредовых представлений о силах небесных, коими он повелевает; в целом же он был мирным, добрым и отзывчивым человеком, всегда готовым прийти на помощь докторам и пациентам. Он был настолько надежен и дееспособен, что ему доверили приготовление лекарств и даже ключи от аптеки. Единственным отклонением его поведения в данном отношении было спорадическое присвоение сахара с целью доставить удовольствие некоторым другим пациентам.
Материалистически мыслящие врачи сочли бы уместным констатировать, что упомянутый пациент страдал обычным параноидным бредом; но сам по себе такой диагностический ярлык нимало не поможет нам понять истинную природу и причины подобных расстройств. Поэтому имело бы смысл изучить возможность более глубокого объяснения иллюзорной убежденности этого человека.
Переживание духовной Самости, ее тесной связи с личностным "я" и проникновения в последнее наполняет человека чувством собственного величия, расширения внутренних границ, уверенности в том, что он каким-то образом сопричастен божественной природе. Свидетельства тому можно обнаружить в религиозной и духовной литературе всех эпох — и некоторые из них звучат довольно смело. Так, в Библии есть недвусмысленное изречение: "Я сказал: вы боги; и все вы дети Всевышнего". Св. Августин пишет: "Возлюбив нечто, душа ему уподобляется; если она полюбит земные вещи, она становится земной, но если она возлюбит Бога (можем мы спросить) не станет ли она Богом?" Наиболее радикальной формой выражения тождества человеческого духа в его чистой, подлинной сущности и Высочайшего Духа является центральный философский постулат Веданты: "Тат твам аси" (Ты — То) и "Ахам эвам парам брахман" (Воистину я высочайший Брахман).
Как бы ни трактовалось отношение между индивидуальной Самостью и всеобщей Самостью — как отношение тождества или подобия, различия или единства, — самое главное ясно видеть и все время учитывать (в теории и на практике) разницу между Самостью в ее сущностной природе, которая была названа нашим "Источником", "Центром", "глубинным Существом", нашей "Вершиной", — и нашей повседневной личностью, нашим ограниченным "я", или эго, которое мы обычно сознаем. Небрежение этим жизненно важным различием приводит к нелепым и печальным последствиям.
Различие между "я" и Самостью позволяет понять душевное состояние упомянутого пациента и другие, менее острые формы самопревозношения и самопрославления. Роковая ошибка людей, которые становятся жертвами подобных иллюзий, заключается в том, что они наделяют свою личностную самость, или эго, качествами и возможностями подлинной Самости. С философской точки зрения при этом происходит смешение абсолютной и относительной истины, метафизического и эмпирического уровней реальности; с религиозной точки зрения — смешение Бога и "души".
Мы привели в качестве иллюстрации крайний случай; но среди людей, которых ослепило соприкосновение с истинами, слишком сильными для их разума, случаи такого более или менее явно выраженного смешения встречаются довольно часто. Читатель наверняка сможет составить целый список примеров подобного самообольщения, которому подвержены фанатичные последователи различных культов.
После того как бред оформился, разубеждать и высмеивать пациента в его заблуждениях становится бесполезной тратой времени; это вызовет у него лишь сопротивление и обиду. Лучше будет разделить с ним его чувства и, принимая истину, на которой, в конечном счете, основаны его воззрения, указать на природу допущенной им ошибки и помочь ему научиться различать самость личности и собственно Самость.
В других случаях внезапный прилив энергии производит в человеке эмоциональный переворот, который проявляется в бесконтрольном, неуравновешенном, буйном поведении. Для этой формы реагирования характерны крики, слезы, пение и всякого рода эмоциональные вспышки. Если индивид деятелен и энергичен, то под влиянием духовного пробуждения легко может впасть в роль пророка или спасителя; он может основать новую секту и начать эффективную компанию новообращения.
У некоторых сенситивных индивидов пробуждаются парапсихические формы восприятия. У них бывают видения, как они считают, высших существ; они могут слышать голоса или принимать "послания" посредством автоматического письма, нимало не сомневаясь в авторитетности их источника и безоговорочно им подчиняясь.
Подобные "послания" весьма существенно различаются по своему качеству. Иногда они содержат прекрасные поучения, но в любом случае относиться к ним следует разборчиво и со здравым суждением, не обольщаясь необычностью их происхождения или авторитетом предполагаемого отправителя. Следует отрицать какую-либо правомочность за "посланиями", которые содержат в себе конкретные приказы, требуют от получателя слепого подчинения или стремятся его возвеличить.
3. Реакции на духовое пробуждение
Реакции этой фазы многообразны и наступают нередко через некоторое время после пробуждения. Как уже говорилось, отличительным признаком гармоничного духовного пробуждения является чувство радости и интеллектуальное прозрение, а вместе с ним — осознание цели и смысла жизни; оно рассеивает многие сомнения, позволяет решить многие проблемы и вселяет ощущение безопасности. В то же время человек проникается сознанием единства жизни, и поток любви изливается через его пробужденное существо на окружающих людей и все творение в целом. Прежняя личность с ее острыми углами и неприглядными чертами как бы отступает на задний план, а нам и всему миру улыбается новый человек — мягкий и привлекательный, преисполненный стремлением радовать, помогать и делиться своими только что обретенными духовными богатствами, изобилие которых кажется ему чуть ли не избыточным.
Продолжительность такого приподнятого состояния может быть различной, но ему суждено прекратиться. Личностное "я" преодолено лишь на время, необратимого преображения его не произошло. Как и все во Вселенной, прилив света и любви происходит циклически. Через некоторое время он слабеет или прекращается, и за приливом следует отлив.
Это неизбежно мучительное переживание в некоторых случаях способно вызвать сильные реакции и стать причиной серьезных расстройств. Личностное эго опять поднимает голову и утверждает себя с новой силой. Все камни и мусор, скрытые до сих пор высоким приливом, обнажаются вновь. Человек, чья совесть за это время стала более утонченной и взыскательной, а тоска по совершенству обострилась, становится гораздо строже в своих оценках и осуждает свою личность с новым пылом; он может проникнуться ошибочной уверенностью, будто пал ниже прежнего. Иногда даже случается, что низшие пристрастия и влечения, дремавшие ранее в бессознательном, активируются внезапным притоком высшей энергии или подталкиваются к яростному противодействию непосредственно пробуждением человека — ибо оно являет собой вызов и угрозу их бесконтрольному проявлению.
Временами реакция бывает столь сильной, что индивид даже отказывает в ценности и истинности своему недавнему опыту. В ум его проникают сомнения, и он склоняется к тому, чтобы рассматривать пережитое в целом как иллюзию, игру воображения или "эмоциональную интоксикацию". Он становится желчным и едким, смеется над собой и другими людьми и даже попирает свои высшие идеалы и стремления. И все же, сколько он ни старается, он не может вернуться к своему прежнему состоянию: он видел видение, красота и притягательная сила которого запечатлелись в нем, несмотря на все его попытки подавить этот образ. Он не может ни принять повседневную жизнь, ни удовлетвориться ею, как прежде. Его нередко посещает "ностальгия по божественному", которая лишает его покоя. Иногда реакция приобретает более патологическую форму, вызывая состояние депрессии и даже отчаяния с попытками к самоубийству. Это состояние очень напоминает психическую депрессию или "меланхолию", для которой характерны острое чувство собственной неполноценности, постоянное самоуничижение и самообвинение; впечатление пребывания в аду, которое может становиться таким ярким, что вызывает бред неискупимого проклятия; глубокое и мучительное ощущение интеллектуальной беспомощности; неспособность к волевому усилию, потеря самообладания, нерешительность и отвращение к деятельности. Но если человек испытал духовное пробуждение, последующее возникновение подобных расстройств не следует рассматривать как чистую патологию; у них имеются особые психологические причины. На одну из них указывали Платон и Сан Хуан де ла Крус, воспользовавшись схожими аналогиями.
Платон в своей знаменитой аллегории из VII книги "Государства" сравнивает непросветленных людей с узниками темной пещеры и говорит:
"Когда кого-либо из них освобождают и вдруг заставляют подняться, отвернуться от стены и пойти к свету, он поначалу испытывает резкую боль: ослепительный блеск поражает его, и он не видит тех предметов, тени которых видел в своем прежнем состоянии".
Сан Хуан де ла Крус в удивительно схожих выражениях описывает состояние, называемое "темной ночью души":
"Душа пребывает во мраке, ибо озарена светом более великим, нежели она может воспринять. Чем ярче свет, тем более слепит он глаза совы... Подобно тому, как слабые глаза страдают от резкой боли, узрев сильный свет, так и душа от нечистоты своей страдает чрезвычайно, когда Божественный Свет воистину озарит ее. И когда лучи чистого Света озаряют душу, дабы изгнать нечистоту, душа находит себя столь грязной и ничтожной, что кажется, будто Сам Господь восстал против нее и она восстала против Господа".
Надлежащее лечение кризиса данного типа состоит в том, чтобы помочь пациенту понять истинную природу его переживаний и объяснить ему, в чем состоит единственный и действительный выход из создавшегося положения. Нужно разъяснить ему, что испытанное им возвышенное состояние по самой природе своей не могло продолжаться вечно и что реакция, возврат к прежнему состоянию был неизбежен. Он как бы взлетел чудесным образом к озаренной солнцем горной вершине, узрел ее великолепие и красоту раскрывшегося с нее вида, но был, к своему сожалению, возвращен на прежнее место и теперь горестно сознает, что крутой путь к вершинам должен быть преодолен шаг за шагом. Сознание того, что этот спуск или "падение" представляет собой вполне нормальное явление, приносит пациенту эмоциональное и интеллектуальное облегчение, а также воодушевляет его приступить к разрешению тех тяжелых задач, которые стоят перед ним на пути к Самопостижению.
4. Фазы процесса преображения
Теперь мы переходим к стадии, на которой человек уже знает, что необходимым условием и ценой, которую нужно платить за Самопостижение, является радикальное преображение и обновление личности. Это долгий и многосторонний процесс, где есть фазы активного устранения препятствий притоку и действию сверхсознательных энергий; фазы развития высших психических функций, прежде дремавших или неразвитых; фазы, на которых эго должно предоставить действовать высшей Самости, перенося неизбежно связанные с этим трудности и страдания.
Это стадия, наиболее богатая событиями, она изобилует переменами, чередованиями света и тьмы, радости и страдания. Зачастую преображение отнимает у человека столько сил и внимания, что он может начать не справляться с обычными мирскими делами и проблемами. Глядя на него со стороны и оценивая с точки зрения обычной результативности, можно подумать, что он "испортился", стал менее дееспособным. И благожелательно настроенные, но не ведающие о просветлении друзья, и враги беспощадно выносят ему несправедливый приговор, и нередко он становится мишенью язвительных замечаний по поводу "грандиозных" духовных идеалов и устремлений, которые делают его слабым и ни на что не годным в практической жизни. Такая критика воспринимается очень болезненно, и под ее влиянием в человеке могут пробудиться сомнения и неуверенность.
Подобные огорчения представляют собой одно из испытаний на пути к Самопостижению; они преподают урок борьбы с обидчивостью и служат поводом для развития чувства внутренней независимости и доверия к себе. Их следует спокойно принимать с радостью или, по крайней мере, спокойно и использовать как благоприятную возможность для развития внутренней стойкости. С другой стороны, если в непосредственном окружении данного индивида есть люди знающие и просветленные, они могут оказать ему большую поддержку и уберечь от множества ненужных трений и страданий.
По сути дела, это переходной период; это выход из старого состояния, когда в новом человек еще полностью не утвердился; это промежуточная стадия, когда человек, как было метко сказано, напоминает гусеницу, которая превращается в бабочку. Насекомое при этом проходит через стадию "куколки" — беспомощное состояние разложения на составные части. Но человек, в отличие от насекомого, как правило, не имеет защитного кокона, способного обеспечить процессу преображения уединенные и спокойные условия протекания. Он должен — в особенности в наше время — оставаться на своем месте, продолжая исправно выполнять свои семейные, профессиональные и общественные обязанности, как если бы ничего не случилось или все шло по-старому. Перед ним встает проблема, сходная с проблемой реконструкции железнодорожной станции в условиях непрерывного движения. Не удивительно, что такая трудная и сложная задача может вызвать множество психических расстройств — упадок сил, бессонницу, повышенную эмоциональную подавленность, творческое бесплодие, повышенную тревожность и возбудимость. Они, в свою очередь, могут вызвать всевозможные физические симптомы и расстройства.
Иногда расстройство вызывается или, по крайней мере, обостряется чересчур усердными попытками приблизить момент высшего постижения путем сдерживания, подавления сексуальных и агрессивных влечений, — что приводит лишь к углублению конфликта с проистекающим отсюда ростом напряжения и невротическими симптомами. Нередко такая репрессивная установка является результатом слишком косных и дуалистических моральных или религиозных представлений, в рамках которых естественные влечения человека выглядят "пагубными" или "греховными" и вызывают осуждение. Кроме того, есть люди, которые сознательно отказались от подобной установки, но бессознательно все еще находятся отчасти под ее влиянием, что проявляется либо в амбивалентном, двойственном отношении к ней, либо в метании между двумя крайностями, то есть между установкой на подавление любых влечений и установкой на бесконтрольное их проявление. Последнее решение, будучи своего рода слабительным, неприемлемо как с нравственной, так и с медицинской точки зрения, потому что неизбежно порождает новые конфликты — либо между разными базальными влечениями, либо между этими влечениями и ограничениями, которые налагаются на них условностями социального порядка, а также требованиями межличностных отношений и здоровой социальной интеграции.
По-видимому, решение лежит на путях гармоничной интеграции, объединения всех влечений в единой личности — сперва путем надлежащего согласования их между собой и соподчинения, а затем путем преобразования и сублимации избыточной или неиспользованной части энергии.
Активация сверхсознательных функций и постижение Самости не только не мешают этой интеграции, но, напротив, могут значительно облегчить ее, так как более высокие устремления действуют подобно магниту, притягивая к себе либидо, или психическую энергию, которой заряжены "низшие" влечения. Кроме того, когда осознается и применяется такая специфическая функция Самости, как воля, она тоже может успешно содействовать гармоничной интеграции, биопсихосинтезу целостного человеческого существа.
Иное и в каком-то смысле противоположное затруднение возникает перед человеком в периоды, когда поток сверхсознательных энергий течет легко и обильно. Если этот поток не контролировать должным образом, энергии могут рассеяться в бурных восторгах и беспорядочной деятельности. И наоборот, если слишком долго не давать им выхода и оставлять в бездеятельности, они будут аккумулироваться, и под воздействием их высокого напряжения может произойти повреждение нервной системы — подобно тому, как повышение напряжения в электрической сети может сжечь предохранитель. Этого можно избежать, конструктивно и гармонично используя привходящие энергии в деле внутреннего обновления личности, в творческом самовыражении и полезной работе — используя их так, как это позволяют индивиду его способности и обстоятельства.
* * *
Предмет настоящей главы заставил нас сосредоточиться на темных и болезненных сторонах духовного развития; но это вовсе не означает, будто люди, вступившие на путь Самопостижения, более подвержены психическим расстройствам, нежели обычные мужчины и женщины. Нередко страдания не достигают острой фазы. В связи с этим нужно уточнить следующие моменты:
1. У многих людей духовное развитие протекает гораздо более плавно и гармонично, чем было описано выше, так что преодоление внутренних затруднений и прохождение различных стадий не вызывает никаких сильных реакций или определенных симптомов.
2. Невротические симптомы и эмоциональные расстройства, которыми страдают среднестатистические пациенты, нередко носят более острую форму, тяжелее переносятся и труднее поддаются лечению, чем симптомы и расстройства, связанные с Самопостижением. В отличие от последних, они обусловлены главным образом серьезными конфликтами между разными сторонами личности или неосмысленным протестом против людей и обстоятельств. Некоторые из этих конфликтов можно объяснить языком теории Фрейда (которая, безусловно, непригодна для объяснения любого конфликта), некоторые — с помощью теоретических построений Адлера, Хорни, Франкла, Юнга и других. Нередко их трудно вылечить до конца; поскольку высшие уровни психики и высшие психические функции таких пациентов еще не задействованы, у них нет ничего такого, к чему можно было бы апеллировать и что могло бы побудить их принести жертвы, необходимые для разрешения данных конфликтов или подчиниться требуемой для этого дисциплине.
3. Сколь бы серьезными ни казались нервные, эмоциональные и умственные расстройства, возникающие на пути к Самопостижению, — это не более чем преходящие реакции, так сказать, побочные продукты органичного процесса внутреннего роста и обновления личности. Поэтому когда проходит вызвавший их кризис, они исчезают сами собой или легче поддаются лечению.
4. Страдания, обусловленные периодами депрессии, "отливами" внутренней жизни, с лихвой вознаграждаются последующими приливами сверхсознательных энергий и предвосхищением освобождения и расцвета всей личности, даваемого Самопостижением. Эта картина будущего, этот образ цели воодушевляет человека больше всего, являя собой неизменное утешение, неиссякаемый источник силы и мужества. Поэтому нужно обращать особое внимание на то, чтобы как можно чаще и ярче вызывать эту картину в воображении; и одна из величайших услуг, которую мы можем оказать тем, кто с трудом продвигается по пути, — это помочь им постоянно сохранять перед своим внутренним взором образ цели.
Итак, человек способен предвосхищать и все полнее испытывать состояние сознания постигшего свою подлинную Самость индивида. Это состояние радости, безмятежности, ощущения внутренней безопасности, чувства спокойной силы, ясности ума и любви ко всему сущему. В своих высших аспектах это постижение сущности Бытия, приобщение ко Всеобщей Жизни и отождествление с ней.
ЗАМЕЧАНИЯ ПО ПОВОДУ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ.
Рассматривая вопрос более узко, с медицинско-психологической точки зрения, нам следует учитывать, что несмотря на большое внешнее сходство и даже тождество расстройств, сопровождающих разные фазы Самопостижения, с расстройствами, от которых страдают обычные пациенты, причины и значение расстройств в этих двух случаях совершенно различны и, соответственно, различным должно быть лечение. Иными словами, жизненные ситуации, в которых находятся эти две группы пациентов, не только не одинаковы, но в определенном смысле противоположны.
Психические симптомы обычных пациентов имеют в общем регрессивный характер, связаны с возвращением к более ранней стадии развития. Эти пациенты оказались не в состоянии справиться с какими-то внешними или внутренними задачами, разрешение которых составляет необходимый момент развития нормальной личности. Многим из таких пациентов не удалось освободиться от эмоциональной привязанности к родителям, которая сохраняется и в зрелом возрасте в форме инфантильной зависимости от них или других лиц, которые становятся их субститутами. Иногда люди сознательно или неосознанно ищут убежище в болезни или недомогании, не желая выполнять требования обычной семейной или общественной жизни. В других случаях причиной расстройства становится эмоциональное потрясение или тяжелая утрата, с которой человек не может или не хочет смириться. Во всех этих случаях мы находим какой-то конфликт или конфликты между различными сознательными и бессознательными частями личности или между личностью и ее окружением.
Расстройства, вызываемые напряжением или борьбой на разных этапах пути к Самопостижению, напротив, имеют определенно прогрессивный характер, связаны с выходом на новую стадию развития. Они возникают из-за активизации потенциальных возможностей свехсознательного, из-за сильного "зова небес", из-за притягательной силы Самости и обусловлены возникающими вслед за этим конкретными нестыковками и противоречиями со "средней" и "низшей" частями личности. Этот кризис замечательно описан Юнгом:
"Быть "нормальным" — идеал для неудачника, для всех тех, кому еще не удалось подняться до уровня общих требований. Но для тех, чьи способности намного выше среднего, кому нетрудно было достичь успеха, выполнив свою долю мирской работы, — для таких людей рамки нормы означают прокрустово ложе, невыносимую скуку, адскую беспросветность и безысходность. В результате многие становятся невротиками из-за того, что они просто нормальны, в то время как другие страдают неврозами оттого, что не могут стать нормальными".
Очевидно, что психотерапия, рассчитанная на пациентов разных двух типов, должна существенно различаться.
Что касается пациентов первой группы, терапевтическая задача состоит в том, чтобы помочь им освободиться от подавления, от внутренних запретов, страхов и инфантильной зависимости, достигнув тем самым состояния, нормального для среднестатистических мужчин и женщин; нужно помочь им найти свой собственный путь от эгоцентричного, эмоционально искаженного видения нормальной человеческой жизни к объективному, здравому и разумному взгляду на нее, к осознанию наличия в ней обязанностей и обязательств, к верной оценке других людей. Их противоречивые, недоразвитые, несогласованные сознательные и бессознательные стремления и психические функции должны быть гармонизированы и объединены в одно целое путем личностного психосинтеза.
Напротив, особенность терапевтической задачи при работе с пациентами второй группы состоит в том, что гармоничное разрешение конфликта достигается здесь путем правильного усвоения привходящих сверхсознательных энергий и интеграции их с явными частями личности, — то есть путем осуществления не только личностного, но и духовного психосинтеза.
Из этого видно, что лечение, подходящее для первой группы пациентов, для пациентов второй группы оказывается не только неудовлетворительным, но и, в определенных случаях, безусловно вредным. И оно будет вредным вдвойне, если лечить такого пациента возьмется психотерапевт, который не понимает ценности и значения сверхсознательных психических функций, игнорирует или отрицает существование и возможность Самопостижения. Он может поднять на смех еще невнятные высшие устремления пациента, заявить, что это просто выдумки, и дать им какое-то чисто материальное, приземленное объяснение, убедив тем самым своего подопечного в правильности его попыток укрепить скорлупу личности и защитить ее от настойчивого стука сверхсознательной подлинной Самости. Это, конечно, может обострить внутренний конфликт и отодвинуть верное его разрешение.
С другой стороны, если психотерапевт придерживается духовной ориентации или, по крайней мере, с пониманием и симпатией относится к чьим-либо духовным устремлениям, он может стать настоящей находкой для тех пациентов, которые, как это нередко бывает, обращаются за профессиональной помощью на первой стадии своего духовного развития — стадии неудовлетворенности, смятения и инстинктивных поисков чего-то недостающего. Если жизнь утратила для человека интерес, если он не находит в повседневном существовании ничего достойного внимания и не узрел еще проблеска высшего бытия, если он ищет утешения на ложных путях, блуждая по глухим переулкам, — то, раскрыв ему истинную причину возникших перед ним проблем и указав на скрытый от него ранее путь действительного их разрешения и благополучного выхода из кризиса, можно значительно приблизить момент его духовного пробуждения, который, собственно, и является основной составляющей исцеления. На второй стадии, стадии эмоционального возбуждения и подъема, — когда индивид охвачен чрезмерным энтузиазмом и питает иллюзию необратимости достигнутого успеха, — нужно мягко предупредить его, что это благодушное состояние по природе своей преходяще; нужно описать ему и превратности, ожидающие его впереди. Это подготовит его к началу неизбежной реакции в третьей стадии и позволит в большей мере избежать не только страданий, о которых ему будет известно заранее, но и последующей растерянности и разочарования. Если пациент поступил на лечение в третьей стадии и предупреждения ему уже не помогут, психотерапевт должен убедить его в том, что его нынешнее состояние временное, а не постоянное, и ни в коем случае не безнадежное. Психотерапевт должен настойчиво напоминать ему, что выход из кризиса послужит наградой, которая оправдывает испытываемые ныне страдания. Пациенту можно оказать большую помощь и поддержку, сославшись на пример тех, кто побывал в подобном положении и вышел из него. На четвертой стадии — стадии "срывов при восхождении", стадии преображения, самой продолжительной и сложной, усложняется, соответственно, и работа психотерапевта. На этой стадии ему, в частности, следует:
1. Сообщать пациенту о том, что с ним происходит в действительности, и помогать ему вырабатывать правильное отношение к происходящему.
2. Учить его мудро управлять влечениями, всплывающими из бессознательного, — не подавляя их страхом или осуждением, но твердо подчиняя себе с помощью правильно применяемой воли.
3. Обучать методам превращения и сублимации ("возгонки", очищения) сексуальной и агрессивной энергий. (Применение такого рода методов служит наиболее удачным и конструктивным решением многих психологических конфликтов).
4. Помогать ему распознавать и усваивать энергии, исходящие от высшей Самости и сверхсознательных уровней.
5. Помогать ему выражать и использовать такие энергии в альтруистической любви и служении. (Это очень важно также в плане противодействия тенденции к излишней погруженности во внутренний мир и сосредоточенности на самом себе, которая нередко присутствует на этой и других стадиях саморазвития).
6. Вести его через различные фазы перестройки личности, вплоть до достижения духовного психосинтеза.
Здесь нам хотелось бы уточнить, что описываемое психотерапевтическое лечение никоим образом не исключает соответствующего "физического" лечения. Но рассмотрение физических средств, которые можно комбинировать с психотерапевтическими и которые сильно варьируют в зависимости от индивидуальных особенностей каждого пациента, выходит за рамки данной главы.
В некоторых случаях лечение осложняется смешением "регрессивных" и "прогрессивных" симптомов. Это случаи неравномерного развития. В одной части своей личности такие люди могут достигать высокого уровня развития и все же испытывать затруднения из-за каких-то инфантильных фиксаций (остановок в развитии) или пребывать во власти бессознательных конфликтов. Строго говоря, подобные рудименты могут быть обнаружены у большинства лиц, вовлеченных в процесс Самоактуализации; это неудивительно, поскольку то же самое можно сказать и о так называемых нормальных людях.
Из всего сказанного ясно, что для успешного лечения психических расстройств, связанных с Самоактуализацией, необходима двойная компетентность — профессиональная психотерапевтическая подготовка и глубокое изучение или, что еще лучше, личный опыт освоения пути к Самопостижению. Подобное сочетание в наши дни встречается крайне редко; но, принимая во внимание растущее число людей, которые нуждаются в такого рода лечении, все более острой становится потребность в тех, кто, желая служить человечеству в удовлетворении его высочайших потребностей, проникся бы решимостью обрести соответствующую подготовку.
Было бы очень хорошо также, если бы общественность была более информированной в общих чертах о данном предмете. В настоящее время неосведомленность, предубежденность и активное противодействие окружения пациента, особенно его родственников, нередко осложняют терапевтическую задачу.
Благодаря более просвещенному отношению к превратностям духовного развития, — как со стороны общественности, так и со стороны психотерапевтов, — можно будет избежать многих ненужных страданий. Следовательно, многие вовлеченные в этот процесс люди смогут гораздо легче и быстрее достичь цели своих стремлений — все более полной Самореализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Adler, A.: The Pattern of Life, New York, Cosmopolitan Book Co., 1931.
2. Allport, G.: Becoming, New Haven, Yale University Press, 1955.
3. Angyal, A.: Foundations of a Science of Personality, Cambridge, Harvard University Press, 1941.
4. Assagjoli, R.: Dynamic Psychology and Psychosynthesis, Monograph, New York, N.Y., Psychosynthesis Research Foundation, 1958.
5. Baruk, H.: Psychiatric Morale Experimentale, Individuelle et Sociale, Paris, Presses Universitaires, 1945.
6. Caruso, I. A.: Psychanalyse et Synthese Personelle, Paris, Desclee de Brouwer, 1959. Originally in German: Psychoanalyse und Synthese der Existenz, Wien, Herder, 1952.
7. Ferriere, A.: L'Orthogenese Humaine о u l'Ascension vers l'Esprit, Neuchatel, Messeiller, 1959.
8. Frankl, V.E.: The Doctor and the Soul: An Introduction to Logotherapy, New York, Knopf, 1955.
9. Freud, S.: The Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud, New York, Macmillan, 1953.
10. Fromm, E: Psychoanalysis and Religion, New Haven, Yale University Press, 1950. 11. Goldstein, К.: The Organism, New York, American Book Co., 1939.
12. Horney, K.: Our Inner Conflicts, New York, Norton, 1945.
13. Jung, C.G.: Modern Man in Search of a Soul, New York, Harcourt Brace, 1933.
14. Jung, C.G.: Collected Works, Bollingen Series, New York, Pantheon Books, 1953-54.
15. Jung, C.G.: The Development of Personality. In C. Moustakas (Ed.), The Self, New York, Harper, 1956.
16. Maslow, A.H.: Motivation and Personality, New York, Harper, 1954.
17. Maslow, А.H.: Cognition of Being in the Peak Experiences, Monograph. Waltham, Mass., Dept. of Psychology, Brandeis University, 1956.
18. Maslow, A.H.: "Critique of Self-Actualization", Journal of Individual Psychology, 1959,15,24-32.
19. Maslow, A.H., and Sutich, A.J.: Journal of Ortho-Psychology. Statement of Purpose. Unpublished paper, 1958.
20. May, R.: Man's Search for Himself, New York, Norton, 1953.
21. Murray, Н. А.: Vicissitudes of Creativity. In H. H. Anderson (Ed.), Creativity and Its Cultivation, New York, Harper, 1959.
22. Progoff, I.: Depth Psychology and Modern Man, New York, Julian Press, 1959.
23. Rank, O: Will Therapy and Truth and Reality, New York, Knopf, 1945.
24. Sorokin, P. А.: et а l.: Forms and Techniques of Altruistic and Spiritual Growth, Boston, Beacon Press, 1954 (a).
25. Sorokin, P. A.: The Ways and Power of Love, Boston, Beacon Press, 1954(b).
26. Underhill, E.: Mysticism, London, Methuen, 1913.
27. Urban, H.J.: "Ubernatur" und Medizin, Innsbruck, Tyrolia, 1946.
| |